Алферов А.А.
РОЛЬ БИБЛИОТЕК В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ

        Информатизация общества требует от человека формирования его информационной культуры, понимания информационной картины мира, выбора человеком окружающей его информационной среды. Поэтому подготовка учащихся к деятельности в современной информационной среде является одним из ключевых элементов социального заказа общества системе образования, в том числе и в образовательной области «Музыка».
        Поскольку во многих довузовских структурах музыкального образования целенаправленного формирования информационной культуры обучаемых не предусмотрено, отметим следующий исторический факт. В учебных планах музыкальной школы II ступени (музыкальных техникумов), созданных в 1926 г. под руководством Б.Л. Яворского, существовал учебный предмет «Библиотековедение и библиография», на который в течение двух (!) лет отводился один час в неделю. Учитывая, что совокупность умений в этой предметной области в современных условиях информатизации общества составляет лишь часть информационной грамотности личности, причины недостаточного уровня информационной культуры учащихся-музыкантов вполне очевидны.
        В этой связи весьма актуальной проблемой современного музыкального образования является поиск дополнительных возможностей содержания существующих учебных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения для целенаправленного формирования и развития информационной культуры учащихся-музыкантов.
        Понятие «информационная культура» мы рассматриваем как способность и осознанную потребность учащегося использовать доступные информационные источники, методы и средства для систематического поиска профессионально-значимой информации, ее интерпретации и систематизации, сохранения в структурированном виде для повторного применения, владение алгоритмами оптимизации познавательного процесса, представления и распространения результатов информационной деятельности в ходе коммуникативного взаимодействия.
Исследование, выполненное нами на кафедре музыкального образования МГУКИ, показало, что обучение музыке может быть более результативным за счет целенаправленного развития профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся, обеспечивающих повышение эффективности информационного взаимодействия в процессе осуществления музыкально-аналитической деятельности. При условии учета индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых, развитию таких качеств способствует организация внеклассной учебно-воспитательной работы в контексте музыкально-аналитической деятельности в современной информационной среде по профилю базовой и смежных профессий музыканта.
        Музыкально-аналитическая деятельность является ведущей деятельностью музыканта. От умений анализа музыкального произведения, построения его образной сферы зависит восприятие и адекватность понимания, план исполнения, направленность музыки на слушателя, результативность просветительской и пропагандистской деятельности музыканта. Помимо знаний основных принципов и отдельных составляющих теории успешность осуществления музыкально-аналитической деятельности определяется также умениями работы с информацией (поиск источников, их анализ, обобщение, структурирование, интерпретация, изложение результатов). Важное значение музыкантами-педагогами придается также коммуникативно-речевым качествам обучаемых: умениям высказывать оценочные суждения, навыкам пропаганды музыкального искусства, образному и ассоциативному мышлению, умениям понимать музыку и выражать это в слове. Таким образом, организация разнообразной музыкально-аналитической деятельности учащихся дает возможность формировать и развивать профессионально значимые информационные и коммуникативные умения, обладающие своей спецификой в предметной области «Музыка» и предполагающие наличие профессионально направленного алгоритма коммуникации.
        Для учащегося-музыканта неотъемлемыми составляющими информационной среды являются фонды библиотек (городских и учебных заведений), проблемно-целевые библиотечно-информа-ционные службы (залы нотных изданий и звукозаписей, отделы искусств, нотно-музыкальные отделы библиотек), продукция средств массовой информации и концертно-театральной деятельности (газетные, журнальные публикации, теле- и радиопередачи, аудио- и видеозаписи во всем многообразии их составляющих). Поэтому широкая доступность подобного подхода для организации учебно-воспитательного процесса возможна лишь при тесном взаимодействии музыкального образовательного учреждения с библиотекой, усилении роли библиотек в развивающемся информационном обществе.
«Музыкально-аналитическая деятельность в информационной среде» понимается нами как разновидность научно-информационной работы, содержание которой составляет сбор, аналитико-синтетическая переработка теоретического и музыкального материала, представление и распространение вторичной информации в различных формах. Эта деятельность рассматривается нами в качестве целенаправленной самоуправляемой отражательно-преобразующей деятельности, в процессе которой происходит овладение учащимися умениями и навыками работы с информацией как сложной системой психических и практических действий.
        Организация учебно-воспитательного процесса по развитию информационных и коммуникативных умений в контексте будущей профессиональной деятельности предполагает, во-первых, ознакомление учащихся с характером музыкально-аналитической деятельности в общенаучном ее содержании в различных областях профессиональной деятельности музыканта, во-вторых, разъяснение учащимся либо наглядная демонстрация с привлечением опытных специалистов содержания отдельных видов профессиональных занятий, предполагающих наличие хорошей профильной музыкальной подготовки (например, музыкальных редакторов, звукорежиссеров, аранжировщиков, работников культурно-досуговых центров, журналистов, работающих в сфере музыкального искусства и т.п.). Образцы профессионально значимой информационной продукции (текстовой, аудиовизуальной - статьи, заметки, интервью и др.) являются материалом для проектирования содержания учебных заданий, упражнений.
        Таким образом, формирование и развитие информационных и коммуникативных умений организуется как учебно-воспитательный процесс с «погружением» (А.А. Вербицкий) обучаемого в непосредственный процесс создания вторичной информационной продукции музыкально-аналитической деятельности (библиографического списка, аналитической справки, реферата, обзора, сообщения, высказывания). В свою очередь, такое «погружение» предусматривает ознакомление учащихся на примерах образцовой информационной продукции с составом определенных умений, последовательное их освоение при создании вторичного документа, расширение представлений учащихся о многообразии видов деятельности музыканта в условиях информатизации общества.
При построении такого учебно-воспитательного процесса на базе уже освоенной профессионально-образовательной программы минимальной целью является: введение в существо проблемы, создание установки на культуру восприятия информации, приближение учащихся к пониманию синтетического мышления, которое будет способствовать принятию информационной идеологии, осознанию учащимися уникальных возможностей профессии музыканта в эпоху глобальной информатизации.
Hosted by uCoz